Коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

 

Вред от коррупции:

•        неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

•        потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;

•        отток квалифицированных кадров в другие страны;

•        снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;

•        рост социального неравенства;

•        развитие социальной напряженности в обществе, а, следовательно, имеется риск проявлений организованной преступности;

•        ущерб политической легитимности власти;

•        дискредитируется право, как важнейший инструмент регулирования общественных отношений общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью;

•        коррупция способствует повышению цен на услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

•        коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у граждан двойственность в понимании правил морали и правовых норм. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.

 

Основные нормативные правовые акты, регулирующие работу по борьбе с коррупцией:

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 "О борьбе с коррупцией";

Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (далее – УК);                   

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 91-З (далее – КоАП);

Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (далее – ТК);

         Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З "О государственной службе в Республике Беларусь";

         Закон Республики Беларусь от 04 января 2014 г. № 122-З "Об основах деятельности по профилактике правонарушений";

         Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур»;

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2016 г. № 19 «О декларировании доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц»  и иные нормативные правовые акты законодательства.

 

Виды юридической ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства

Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции (статья 25 Закона о борьбе с коррупцией), коррупционного правонарушения (статья 37 Закона о борьбе с коррупцией)

либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.

Указанная юридическая ответственность устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.

К числу коррупционных преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность, относятся:

• хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);

• легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части вторая, третья статьи 235 УК);

• злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части вторая, третья статьи 424 УК);

• бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части вторая, третья статьи 425 УК);

• превышение власти или служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности (части вторая, третья статьи 426 УК);

• незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);

• получение взятки (статья 430 УК);

• дача взятки (статья 431 УК);

• посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);

• злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 455 УК).

За совершение деяний коррупционного характера может наступать  административная ответственность согласно нормам КоАП, например:

статья 11.1. (мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно попытка такого хищения);

статья 12.8. (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов);

статья 12.9. (нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг));

статья 12.10. (нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве);

статья 12.27. (нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств);

статья 23.7. (нарушение законодательства о защите персональных данных);

статье 24.53. (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи) и др.

Кроме того, лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Порядок применения мер дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки определен главой 14 Трудового кодекса Республики Беларусь.

С точки зрения трудового законодательства, дополнительным основанием для увольнения является нарушение работником, государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения (п.5-1 ст.47 ТК).

Более того, нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией относятся к числу дискредитирующих обстоятельств увольнения, осложняющих последующее трудоустройство такого работника (подп.6.15 п.6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).

 

 

 

 

 

 

 

На верх