Коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.
Вред от коррупции:
• неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;
• потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;
• отток квалифицированных кадров в другие страны;
• снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;
• рост социального неравенства;
• развитие социальной напряженности в обществе, а, следовательно, имеется риск проявлений организованной преступности;
• ущерб политической легитимности власти;
• дискредитируется право, как важнейший инструмент регулирования общественных отношений общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью;
• коррупция способствует повышению цен на услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.
• коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у граждан двойственность в понимании правил морали и правовых норм. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.
Основные нормативные правовые акты, регулирующие работу по борьбе с коррупцией:
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 "О борьбе с коррупцией";
Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (далее – УК);
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 91-З (далее – КоАП);
Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (далее – ТК);
Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З "О государственной службе в Республике Беларусь";
Закон Республики Беларусь от 04 января 2014 г. № 122-З "Об основах деятельности по профилактике правонарушений";
Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур»;
Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2016 г. № 19 «О декларировании доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц» и иные нормативные правовые акты законодательства.
Виды юридической ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства
Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции (статья 25 Закона о борьбе с коррупцией), коррупционного правонарушения (статья 37 Закона о борьбе с коррупцией)
либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.
Указанная юридическая ответственность устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.
К числу коррупционных преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность, относятся:
• хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
• легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части вторая, третья статьи 235 УК);
• злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части вторая, третья статьи 424 УК);
• бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части вторая, третья статьи 425 УК);
• превышение власти или служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности (части вторая, третья статьи 426 УК);
• незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
• получение взятки (статья 430 УК);
• дача взятки (статья 431 УК);
• посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
• злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 455 УК).
За совершение деяний коррупционного характера может наступать административная ответственность согласно нормам КоАП, например:
статья 11.1. (мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно попытка такого хищения);
статья 12.8. (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов);
статья 12.9. (нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг));
статья 12.10. (нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве);
статья 12.27. (нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств);
статья 23.7. (нарушение законодательства о защите персональных данных);
статье 24.53. (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи) и др.
Кроме того, лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Порядок применения мер дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки определен главой 14 Трудового кодекса Республики Беларусь.
С точки зрения трудового законодательства, дополнительным основанием для увольнения является нарушение работником, государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения (п.5-1 ст.47 ТК).
Более того, нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией относятся к числу дискредитирующих обстоятельств увольнения, осложняющих последующее трудоустройство такого работника (подп.6.15 п.6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).